«Как бы радио». Есть ли будущее у российского радио или …


Анализируя непростую ситуацию, сложившуюся в настоящее время на рынке отечественного радиовещания, можно прийти к очевидному выводу – нужно срочно что-то менять… или кого-то.

Очередной финансовый кризис, который обрушился на головы россиян после известных событий в соседнем государстве, стал для участников медиарынка не только испытанием на профпригодность, но и настоящей школой выживания. И, признаться, далеко не все смогли сдать экзамен на «отлично» и «хорошо».

Мы не решились рассуждать о ситуации, сложившейся сегодня на радио, без учета мнения экспертного сообщества. Поэтому связались с «резидентами» столичного FM-мира: продюсерами, редакторами, звукорежиссерами, ведущими. Все наши собеседники пожелали остаться неузнанными, но сказали они совсем другие слова, нежели те, которые произносят на камеру (в микрофон).

Рассказывает топ-менеджер одного из ведущих московских медиахолдингов:

«Можно рассматривать положение дел в отрасли, исходя из понятия «кризис», но общая динамика, что называется, прошла точку невозврата. Если западные коллеги в сложные финансовые периоды стремятся сократить административные ресурсы, по максимуму сберегая технологическое ядро, то на просторах отечественного FM-вещания ситуация обратная. Пренебрежительное отношение среднего управляющего звена к интеллектуальной собственности присутствовало всегда, но сегодня, «в кризисной» обстановке каждый менеджер переживает, в первую очередь, за свое собственное «завтра» – поэтому, ни о каком «стратегическом планировании» даже речи быть не может».

Но, самое удивительное: рейтинги радиостанций остались… практически незыблемы. Как же такое могло произойти? Одно из двух! Либо те, кто «успешно оптимизировал творческий персонал», стали работать на два фронта без потери качества – за себя и «того парня» (спасибо кризису!). Либо креатив и вовсе не нужен радиослушателю, включающему приемник только для того, чтобы узнать свежие новости, погоду и «чтобы музыка какая-нибудь еще играла».

Вот что говорит по этому поводу другой участник радийной отрасли:

«Рейтинги?! Понимаю, рекламодатели в первую очередь обращают внимание именно на эту переменную. Подчас — весьма и весьма субъективную! Но, это не их вина… Возможностей для получения качественной и развёрнутой статистической информации на сегодняшний день более чем достаточно. Тем не менее, по неизвестным мне причинам, до сих пор используются устаревшие «скрипты» и технологии для сбора данных. В подобных условиях отследить прозрачность «выборов» достаточно проблематично. И еще… заинтересованность некоторых частных компаний, предоставляющих статинформацию, в области радиовещания… но, это уже отдельная тема, касающаяся всего медиарынка, не только радио… Искренне сочувствую молодым, и талантливым – они иногда делают очень интересные проекты в московском эфире, но… рекламодатели смотрят не на «социальные» рейтинги, а на официальную статистику».

А что же конкурсы, премии, награды? Ведь там тоже работают и решают профессионалы! В этом году «Радиомания», прием заявок на которую начинается 1 апреля, пройдет под эгидой 10-летия Российской Академии Радио. Заглянем на сайт Премии, где в анонсе устроители и организаторы мероприятия заявили, что академия «третий год подряд успешно проводит это яркое и торжественное мероприятие». Конец цитаты.

Уровень яркости и торжественности вручения радийного «Оскара» неоспорим! Его сопровождают постоянные скандалы, демарши, связанные с демонстративным отказом крупнейших медиахолдингов принимать участие в «откровенном фарсе», а также невысокий (по мнению гостей и участников сего действа) уровень организации мероприятий!

Слово эксперту:

«Радиомания — это такой междусобойчик. Собираются участники радиоакадемии (абсолютно все собственники радиочастот в ней состоят) и по очереди награждают друг друга. Это даже премией нельзя назвать – медаль «за десять лет безупречной службы», ленточка выпускника и т.д. Квоты распределения наград по холдингам немного варьируются, но зависит это лишь от взаимоотношений на уровне инвестор-инвестор. Не для «простых смертных»».

Русский ученый Александр Попов, изобретший радио, очень бы удивился, что его детище в XXI столетии нужно не только слушать, но и… созерцать. Мы о видеотрансляции эфиров. Зачем они нужны? Это кому-то интересно?

Безусловно, да, но только в том единственном случае, если в утренний эфир пожаловал высокий гость (творческая личность), которому есть что сказать радиослушателям. Иными словами – всем известная звезда!

В других же ситуациях наличие камеры в студии, скорее, «убивает радио», создает «эффект надзирательского глазка» и на корню разрушает ту чарующую атмосферу духовной близости, которая является «изюминкой» это вида СМИ.

И, конечно, HR-менеджеры (кадровики) отсеивают талантливых, прирожденных радийщиков, потенциальных звезд радиоэфира, которым, увы, не очень повезло с внешностью. Медийность выходит на первый план!

«Какое радио? Какое творчество? Какие, вообще, нормальные СМИ могут быть в этой стране?!», — возопит откуда невесть взявшийся либерал.

Предположим, если речь идет о новостной радиостанции, она могла бы пожаловаться на «свободу слова». Но давайте сосредоточим внимание на музыкальных каналах.

На каком из них, априори, обсуждается политическая тематика?

В эфире какой из музыкальных станций спел свои лучшие песни Навальный?

Где именно прозвучали остросоциальные вопросы?

Да, профессиональные дикторы и режиссеры делают свою работу качественно, но… Где же мощный, яркий, запоминающийся креатив?!

Чтобы убедиться в нехватке оного, можно послушать, к примеру, оформление эфира «НАШЕ’го радио» начала «нулевых». А затем — сопоставить услышанное с осознанным, понятое с осмысленным и… задать себе простой и честный вопрос:

«“Одежда” какой современной радиостанции вызывает у меня хоть какую-то реакцию?»

Харизма! Ещё одно слово, которое постепенно выходит из обихода. Лозунг «Кадры решают все» сменил другой, более «бюджетный» клич: «Незаменимых у нас нет!».

Безликие, единообразные, работающие по заготовленному «скрипту» биороботы решают сразу две задачи:

— безболезненная взаимозаменяемость (абсолютно любые перемены в команде ведущих не будут заметны никому, кроме программного директора, следящего за эфирным графиком);

— финансовая составляющая (по понятным причинам, никто даже не заикнётся о повышении ЗП).

Можно ли сделать радио лучше? Конечно! Отвечая на этот вопрос, стоит опереться не на мнение эксперта, а на историю, которая знает «рецепты». У многих в памяти остался хороший (и далеко не бедный!) человек, который мечтал о том, чтобы написанную им песню «крутили» на одной из радиостанций. Но, там этого делать не хотели, то ли презрев художественный уровень произведения, то ли недооценив гражданина. И тогда он взял и… купил эту станцию. Но это так… лирическое отступление.

Как бы там ни было, на радио трудится немало по-настоящему ярких и талантливых людей, благодаря которым все еще хочется время от времени «навострить уши». Это уже состоявшиеся профессионалы Сергей Стиллавин и Всеволод Полищук, «Мурзилки», Антон Комолов и Елена Абитаева, Анатолий Кузичев и «Бригада У», а также молодые таланты, пробившиеся как цветы через асфальт.

Ярко заявили о себе в столичном эфире новые радиостанции «Like FM», «Москва FM», радио «Книга».

Радуют слух самобытные региональные проекты «Красная Армия» (Тюмень) и радио «Пурга» (Анадырь), «Кузбасс FM» (Кемерово) и «Power Hit Radio» (Мурманск). Богата земля Русская талантами!

Подводя итог, зададимся вопросом: есть ли будущее у российского радио или… пора учить языки?

И… опять же переадресуем его представителю одного из медиахолдингов:

«Будущее радио неразрывно связано с технологиями, гаджетами и сегментированием (нишевыми станциями со строго определенным форматом). Слушатель из многообразия предложенных ему вариантов будет выбирать то, чего его душа пожелает. Важный момент — некоторые страны уже отказались от FM-вещания. Радийный агрегатор “Pandora” не сразу прижился в штатах, но сейчас он — флагман своего сегмента медиарынка. Рано или поздно это придет и к нам».

Продолжение следует?


rusplt.ru