FMRADIO.RU



Ирина Мирошина: «Ничто не заменит адреналин прямого эфира». Радиоведущая рассказала о тонкостях работы, фишках диджеев и лайфхаках для «говорунов».




7 мая отмечается День радио. В машине, на работе, во время завтрака, обеда или ужина — трудно представить день большинства жителей Марий Эл без него! Но это только кажется, что говорить во время эфиров легко, да и знай себе переключай музыку! На деле, конечно же, все совершенно не так. О тонкостях работы, фишках диджеев и лайфхаках для «говорунов» на радио поделилась ведущая прямых эфиров на «Марправда ТВ», радийщик почти с 20-летним стажем Ирина Мирошина. Небольшой спойлер: речь пойдет о работе мечты!
— Сколько лет ты работаешь на радио? Что входит в твои обязанности?
— На радио я с 2001 года. Попала совершенно случайно: вела студенческий концерт, а в зале сидела редактор «Радио 3 канал». Она специально посещала подобные мероприятия, чтобы подыскать юные таланты! Мой голос ее зацепил, и она предложила мне попробовать себя в роли радиоведущей. А вот то, что это увлечет меня на следующие 19 лет, я и подумать тогда не могла. Потом было «Пульс-радио» и «Мэтр FM» Я прошла путь от простого ведущего до главного редактора, так что познакомилась со всеми сферами радийной жизни.
— Какими навыками должен обладать ведущий радио?
— Сейчас сильно меняются критерии допуска к микрофону. Уже не так принципиальны абсолютная дикция и отсутствие дефектов речи. Но вот что всё еще важно – это умение вести прямой эфир. Продумать и записать, смонтировать и добавить эффектов – сейчас это возможно, но ничто не заменит адреналин прямого эфира, где реально на себе испытываешь пословицу «Слово – не воробей…».
— Многие называют людей твоей профессии радийщиками. Правильно ли это, обижаются ли сотрудники и как правильно звучит название должности?
— Радийщики и сами себя так называют, как и диджеями (хотя правильнее эрджей от английского RJ). А в трудовой книжке у меня было записано «модератор эфира», многие думали, что это значит нажимать на кнопочки в радиорубке, пока говорит другой. Хотя в начале моей радиокарьеры ведущие были настоящими Юлиями Цезарями. Это сейчас всю работу выполняют компьютеры, а раньше одновременно нужно было управляться с двумя CD-проигрывателями, проигрывателем мини-дисков и программой Winamp, и говорить в микрофон.
— Расскажи о своем первом опыте работы на радио. Каков был твой первый эфир? Были ли ошибки? Чего стоит избегать новичку?
— Мой первый эфир был в пятницу 13-го. Ну правда, 13 июля 2001 года. Я долго готовилась и очень волновалась. Но это как на экзамене: страшно, пока не вытянул билет. Так и тут. Как только зажглось табло On air, так сразу и пошел адреналин по венам. Мне казалось, что я была прекрасна (улыбается – прим.авт). Позже близкие мне сказали, что я от восторга переходила чуть ли не на визг. Теперь-то я знаю, что микрофон предпочитает низкие голоса, а тогда от радости почему-то пищалось.
— Как ведущие тренируются перед эфиром? Расскажи об этом, поделись лайфхаками!
— Смотрели «День радио»? Если нет, посмотрите. Там смешно и многое правда. Кто-то «прилетает» на место за минуту до выхода в эфир. В идеале нужно разогреть свой «рабочий орган». Не все это делают, конечно. Это как разминка перед выходом на спортивный снаряд, иначе может быть сбой. В интернете сейчас есть множество тренингов по речи и интонации. Важно не зажимать зубы, раскрывать рот, владеть правильным дыханием. Иногда приходится озвучивать длинные тексты, а это напрямую зависит от дыхания. Поэтому дыхательная и артикуляционная гимнастика, скороговорки – важные моменты подготовки.
— Какие рубрики ты вела на радио, о чем они были? Какие бы хотела вести и почему?
— Ой, ну за почти 20 лет что только не вела. Самым важным, наверное, является утреннее шоу. Нам с моим напарником Олегом Булдаковым удалось собрать большую армию тех, кто предпочитал «просыпаться» только с нами (улыбается –прим.авт.). Я жаворонок. Для меня утро – лучшее время. Мы старались сделать это время суток комфортным и для других. В моей копилке множество интервью со звездами: Макс Покровский, Томас Андерс, Стас Садальский, Рома Зверь и другие.
А что бы хотела вести? Была у меня одна мечта… Я очень хотела быть спортивным комментатором. Обожаю спорт, я активный болельщик. Не все комментаторы мне нравятся. А ведь от них во многом зависит восприятие события теми, кто вынужден следить по телевизионной трансляции. У кого-то несмотря на большой опыт, до сих пор не получается дарить истинную радость прямого эфира. Но все-таки мне кажется, что это прерогатива мужчин. Если к женщинам за рулем уже привыкли, то даму, комментирующую футбол, пожалуй, не простят.
— С какими стереотипами о профессии радиодиджея ты сталкивалась и как развенчивала?
— На федеральных станциях на одно шоу работает много людей – продюсер, звукорежиссер, редактор, люди делающие опросы на улице, принимающие звонки от слушателей. У нас многое приходится делать одному человеку. Так что ведущий – это не только «говорящая голова».
— Музыка на радио – важная составляющая. Как выбираются треки, можно ли ставить одну и ту же композицию несколько раз за, скажем, два часа?
— Частота повторений одного трека – это ротация. Слишком частое повторение – жесткая ротация. На самом деле, это сложный технический вопрос. Ни одна композиция не звучит в эфире просто так сама по себе. Есть четкая структура плейлиста часа, выверенная музыкальным редактором с помощью специальных программ. Там есть много факторов учета — новизна, мужской или женский вокал, темп и так далее. Музыкальная база формируется с учетом выбранного формата радиостанции. И если формат «рок», то как бы ни хотелось поставить Сергея Лазарева или группу «Бутырка», это не получится.
— Кому, на твой взгляд, не стоит становиться радиоведущими и почему?
— Тому, кто не готов погрузиться в работу каждой молекулой своего тела. Тому, что не готов к эфирной «ломке» — когда много дней не выходишь в прямой эфир и по-настоящему физически страдаешь от этого. Тому, кто не готов к работе с возражениями и принятием того факта, что нравиться абсолютно всем не получится.
— Три вещи, важных в работе радиоведущего, — это…?
— Отсутствие насморка, обратная связь со слушателями и вовремя выключать микрофон. А еще постоянная подпитка новыми впечатлениями. Чтобы быть интересным многим людям, нужно много читать, смотреть, путешествовать, общаться.
— Какие вопросы людей интересуют, узнав, что ты работаешь на радио?
— Кто вам пишет тексты? Как вам удается с утра шутить и веселиться? А можешь поставить эту … песню?
— Назови плюсы и минусы работы радиоведущим.
— Радиоведущие имеют и другие заработки. Прокормить семью за зарплату ведущего нельзя. А плюс – это вечная молодость души, адреналин и по-настоящему любимая работа. Ну, и если в студии нет камер, то радийщики в отличие от сотрудников телевидения могут прийти в студию в тапочках, с полотенцем на голове и без макияжа. Многие, кстати, так и делают.
— Эфир твоей мечты — это когда…?
— …за панорамным окном — вид на океан.
— Чего, на твой взгляд, не хватает современному радио?
— Ну, разве что денег. Радио сильно зависимо от рекламы и рекламодателей соответственно. Иногда радиостанциям приходится подстраиваться под тех, кто платит, а хочется под тех, кто слушает.

OnAir.ru

Ирина Мирошина: «Ничто не заменит адреналин прямого эфира». Радиоведущая рассказала о тонкостях работы, фишках диджеев и лайфхаках для «говорунов».