FMRADIO.RU



Группа Tool выпустила первый альбом за 13 лет — и он уже обогнал Тейлор Свифт, Лану Дель Рей и группу Queen




30 августа вышел альбом американской прог-метал-группы Tool «Fear Inoculum». Поклонники ждали этого релиза 13 лет. За это время поменялась вся музыкальная индустрия — и теперь группа, которую все это время нельзя было послушать легально на цифровых носителях, занимает первые места в топах стриминговых сервисов. «Медуза» рассказывает, почему новый альбом Tool — это важнейшее музыкальное событие и, возможно, прощание группы с фанатами.
Предыдущий альбом Tool «10,000 Days» вышел в 2006 году. Фанаты давно отчаялись услышать новую пластинку, многие из них шутили, что ждать ее придется как минимум те самые десять тысяч дней, заявленные в названии последнего альбома. Однако новый альбом Tool «Fear Inoculum» вышел гораздо быстрее — и это настоящее событие!
За 13 лет мир сильно изменился. Главным событием в музыкальной индустрии за это время стало появление стриминговых сервисов. Tool же довольно долго сопротивлялись прогрессу: до 2019 года просто не существовало способа легально послушать их дискографию в цифровом формате.
Однако в начале августа Tool пришли в Spotify и Apple Music, после чего все изменилось: все пять релизов группы попали в топ-10 iTunes; песни Tool заняли весь топ-10 в рок-чарте Billboard — это не удавалось ни одной группе в истории, даже Queen занимала только восемь из десяти строчек. Первый сингл с нового альбома продолжительностью 10 минут и 20 секунд стал самой длинной песней, когда-либо попадавшей в рейтинг «Billboard Hot 100», — и это в эпоху, когда песни становятся короче. За месяц на Spotify Tool собрали пять миллионов слушателей. Физические копии альбома раскупили за две недели до релиза. Когда «Fear Inoculum» вышел, он сразу занял первую строчку в американском iTunes.
При этом нельзя сказать, что за последние 13 лет поклонникам прог-метала нечего было слушать. За это время Mastodon выпустили пять альбомов, Dream Theater — шесть, Gojira — три, Opeth — четыре. Однако фанаты жанра скучали именно по Tool, каждый альбом которой становился минимум платиновым. Сама же группа за всю свою историю семь раз номинировалась на «Грэмми» и выиграла три награды.
ЗА ЧТО ВООБЩЕ ЛЮБЯТ TOOL
Изобретательная музыка
Как многие представители альтернативной сцены 1990-х, Tool в своих песнях меняют динамику: спокойные и тихие части сменяются взрывными и громкими. Отличие Tool — в монументальности, типичная песня может длиться 8, 10, а то и 15 минут. Обычно она написана в сложном музыкальном размере (не в 4/4), который также меняется за всю песню несколько раз. Например, в песне «Schism» такая смена происходит 47 (!) раз. Иногда участники группы вообще играют в разных размерах одновременно.
Загадочные тексты
Если музыку Tool можно понять, зная, как работают мелодические и гармонические законы, то с лирикой дело обстоит сложнее. Стихи вокалиста Мейнарда Джеймса Кинана, с одной стороны, очень личные — он поет, например, об абьюзе и наркотиках, а одну из песен с предыдущего альбома посвятил смерти матери, которая 27 последних лет своей жизни провела парализованной, перенеся инсульт.
С другой стороны, большинство песен группы предельно загадочны и мистичны. Тексты посвящены духовным и философским поискам, сознанию и попыткам выйти за пределы познаваемого. Возможных вариантов интерпретации настолько много, что фанаты спорят о значении иных песен десятилетиями.
Мрачное чувство юмора
К счастью, музыканты Tool далеко не всегда изображают просветленных гуру, иногда они шутят. В том числе и над фанатами, чье ожидание нового альбома стало таким же популярным мемом, как и выход Half-Life 3 (ему даже посвящен паблик во «ВКонтакте»). Первого апреля в официальном аккаунте группы в твиттере выложили 37-минутное видео со звуками сверчков.
Четырьмя годами ранее группа сообщила в фейсбуке об «утечке» новой неоконченной песни. И о том, что другие музыканты якобы выдали этот материал за свой. Для сравнения предлагалось послушать две композиции. Обе ссылки вели на песню «El Sonidito» группы Hechizeros Band. Но она, мягко говоря, звучит совсем непохоже на Tool.
Впрочем, по сравнению с 1997 годом, когда группа рассказала, что попала в автокатастрофу, в результате которой трое участников оказались в критическом состоянии, это довольно невинные шутки.
Странные клипы
За всю карьеру у группы вышло восемь клипов, режиссером семи из них был гитарист группы Адам Джонс. Он работал в кино, создавал спецэффекты к фильмам «Эдвард Руки-Ножницы», «Терминатор-2» и «Парк Юрского периода». В клипах Tool используется кукольная и пластилиновая анимация, а выглядят они довольно отталкивающе. Видео на песню «Prison Sex» даже убирали из эфира MTV.
Кстати, участники группы появляются только в двух клипах. По мнению Джеймса Кинана, в противном случае «люди начинают зацикливаться на личностях [музыкантов], а не на самой музыке».
Адам Джонс также занимался оформлением альбомов Tool — одну из трех «Грэмми» группа получила за обложку альбома «10,000 Days». В работе над ней Джонсу помогал художник Алекс Грей. Он также оформлял альбомы «Lateralus» и новый релиз «Fear Inoculum».
Оформление концертов Tool — такое же психоделическое, под стать альбомам. При этом Джеймса Кинана всегда в прямом смысле оставляют в тени, не подсвечивая прожекторами как типичного фронтмена — так ему проще сосредоточиться и достичь нужного эмоционального состояния.
Пожалуй, ни одна песня не демонстрирует все особенности Tool так ярко, как «Lateralus» с одноименного альбома 2001 года. Она целиком построена на последовательности Фибоначчи.
Количество слогов в каждой строчке текста, который поет Мейнард Джеймс Кинан, сначала увеличивается, а потом уменьшается: Black (1 слог), Then (1 слог), White are (2 слога), All I see (3), In my infancy (5), Red and yellow then came to be (8), Reaching out to me (5), Lets me see (3) и так далее. Голос вступает на отметке 1:37, что равно 1,617 минуты — практически точное значение золотого сечения. Размер в припеве песни меняется с 9/8 на 8/8, а потом на 7/8, что символизирует движение внутрь спирали Фибоначчи.
ЧТО С НОВЫМ АЛЬБОМОМ
Если коротко: это альбом Tool. Группа звучит выверенно и очень неторопливо. Это самый длинный из альбомов Tool — почти полтора часа, — притом что песен на нем (не считая интерлюдий и эпилога) всего семь.
После выхода первого сингла группу упрекали в том, что он просто собрал в себе все типичные признаки Tool. Но трек «Fear Inoculum» оказался в итоге скорее задающим тон всей пластинке. В других песнях изменения более заметны — они деликатны и не меняют картины радикально, но по-новому расставляют акценты.
Например, Кинан здесь как будто отходит в сторону. У него стало меньше текста, и он, кажется, ни разу за весь альбом не срывается на крик, как раньше. Смену динамики и настроения больше диктуют инструменты. Другие участники группы, заполняя образовавшийся вакуум, стали чаще импровизировать. Инструментальные проигрыши в песнях группы были и раньше, но здесь они ощущаются именно как джемы, а не компоненты строгой структуры. Грубо говоря, если бы Grateful Dead решили записать метал-альбом, у них, возможно, получился бы «Fear Inoculum».
В этом альбоме на первый план выходит барабанщик Дэнни Кэри — здесь у него несколько ярких соло, а инструментальный трек «Chocolate Chip Trip», который напоминает сначала песню «Time» группы Pink Floyd, а потом — что-то из репертуара Aphex Twin, Кэри тащит целиком на себе.
Нетипичные для Tool синтезаторы, которые можно услышать на этом треке, — еще одно нововведение «Fear Inoculum». За него, кстати, тоже отвечает Кэри, и это тоже повод назвать его главной звездой альбома. На синтезаторном звучании построены интерлюдии между песнями — «Litanie contre la Peur» и «Legion Inoculant». Кстати, как рассказал менеджер группы журналистам Metal Injection, Кэри не сохранил файлы с синтезированными им звуками, так что вживую эти партии будут звучать иначе.
Гитарист Адам Джонс разворачивается в полную силу на треке «7empest». Кажется, это кратчайший пересказ всей дискографии Tool с точки зрения гитариста; невероятная плотность музыкальных идей на единицу времени.
Тексты на новом альбоме по большей части это снова набор загадок. Судя по названию, центральной темой пластинки стали разные страхи и борьба с ними. В песне «Fear Inoculum» лирический герой общается с неким Обманщиком (Deceiver), который пытается внушить ему вечный страх к свету и всему непонятному и непохожему, но в итоге герою удается изгнать из себя этот страх. Лжи и манипуляции посвящены «Culling Voices» и «7empest». «Descending» — о страхе перед нашим общим безумием и бездействием, которые ведут к гибели. В «Pneuma» группа заходит на привычную шаманскую территорию и рассуждает о связи духа и плоти.
Центральная песня альбома и тематически, и композиционно — «Invincible». Это история о воине и его былых победах. Он вспоминает свои свершения с гордостью — даже те, «от которых Калигула бы ухмыльнулся». В то же время воин понимает, что его время подходит к концу: рука с трудом держит тяжелый щит. Но он продолжает сражаться, пытаясь остаться важным и значимым.
Велик соблазн истолковать это как песню о Кинане и группе Tool. И о том, как сложно им возвращаться к слушателям, привычки которых изменились до неузнаваемости. В финале текста герой вспоминает конкистадора Хуана Понсе де Леона, который, по легенде, пытался найти источник вечной молодости. У воина появляется надежда, но ясно, что она, скорее всего, ложная. Тем не менее Понсе решает сражаться.
Конечно, учитывая сумасшедшие успехи Tool в чартах, опасения музыкантов в том, что они никому не нужны, легко принять за притворство. С другой стороны, вполне возможно, что перед нами действительно последний альбом Tool. Но раз уж он вышел, то почему бы и легенде об источнике вечной молодости не оказаться правдой?
 
Youtube / TOOL / Fear Inoculum

OnAir.ru

Группа Tool выпустила первый альбом за 13 лет — и он уже обогнал Тейлор Свифт, Лану Дель Рей и группу Queen