FMRADIO.RU



«Евровидение 2019»: хроника пикирующего Лазарева




В ночь с субботы на воскресенье Тель-Авив бурлил одним главным событием — финалом конкурса «Евровидение 2019». Да еще и с ягодкой на тортике – не просто вишенкой, а прямо-таки арбузищем особенных, будто генномодифицированных размеров. В смысле – Мадонной, мировой звездой такого масштаба, которого на «Евровидении» отродясь не бывало, и об этом организаторы конкурса и ведущие концертов не забывали напоминать всем и каждому очень настойчиво и крайне торжественно. Победителем недельного музыкального марафона стал представитель Нидерландов Данкан Лоуренс с 492 баллами. Сергей Лазарев занял по доброй устоявшейся традиции третье место – с 369 баллами. Дима Билан ехидно прыснул прошлой ночью в подушку – зуб даю…
В принципе все могло быть еще хуже. Во-первых, Данкан, буквально очаровавший весь евросонг еще задолго до своей победы, объяснял смысл своей песни Arcade, пересыпанной щемящими философскими тирадами про «боязнь самого себя» и «любовь как проигранную игру», приблизительно теми же словами, что и Лазарев — свою балладу Scream. «Надо вырваться из своих страхов, быть самим собой, потому что каждый человек — личность и должен этим гордиться» — объяснял Данкан. Но потом зашел чуть дальше Лазарева: «Вот я – говорит, — бисексуал, личность, человек со своими талантами, достоинствами, недостатками, который не просто и даже мучительно искал путь в жизни, и понял в итоге главное – важна гармония с собой, важно быть маскимально честным и открытым как по отношению к себе, так и с другими людьми, не бояться быть самим собой. Очень важно, чтобы каждый человек жил в такой гармонии. Это подлинный путь к счастью».
Поэтому собственно я и позволил себе вынести в заголовок упоминание о сексуальной ориентации артиста, который, в общем-то, и без этого уточнения вполне себе хорош, но он сам начал. И всем здесь на «Евровидении» это очень понравилось. Так что, может, и к лучшему, что Лазареву удалось избежать ненужных уточнений, когда бы все ждали исповедальности на пресс-конференции победителя. Чувствительная и тонкая публика «Евровидения» легко считывает фальшь и неискренность – не только в речах, жестах, ужимках, но и в песнях, в мессиджах, и эти тонкие материи подчас оказываются решающими, хотя может и невидимыми, гирьками на чаше весов. Но зато, как говорят у нас: мы же Петра Ильича любим не за это… Так что пронесло. Тут-то не в Голландию, а в Россию-матушку пришлось бы возвращаться, а там, глядишь, и Милонов – с караваем на красной дорожке в аэропорту тут как тут…
С другой стороны, не реализовался апокалиптический сценарий, начертанный букмекерами. Лазарев, уверенно балансировавший несколько месяцев в этих списках между первым и третьим местами, в день финала, когда наконец прошли все полуфиналы, генеральные репетиции и картинка сложилась в один пазл, покатился вдруг кубарем вниз. К началу гранд-финала за него давали, конечно, не ломаный грош, но всего 9 место. Это был сокрушительный провал в букмекерских чартах.
В это же самое время аккредитованные журналисты и члены официальных фан-клубов «Евровидения» проводили свое голосование и оказались прозорливее. Согласно их вердикту, вынесенному за три часа до начала финала, первая тройка должна была распределиться следующими образом: Нидерланды, Швеция, Россия. В итоге она так и распределилась.
Кликушества букмекеров «оправдали» только профессиональные жюри: у них российский европосланник действительно так и занял — 9 место (с 125 баллами). На помощь пришли, как всегда, фанаты и поклонники из телевоутинга, накидав нашему европевуну целых 244 балла, что при сложении с оценками жюри и помогло Лазареву хотя бы не ухудшить общий результат прошлого европохода 2016 г. Однако, казус в том, что и по телевоутингу он оказался всего лишь четвертым – после Норвегии, Нидерландов и Италии, а ведь в прошлый раз третье место в финале ему обеспечила безусловная победа именно в телевоутинге.
Так что нынешний результат, формально хоть и такой же, содержательно гораздо менее выразителен, потому как третье место сложилось из 9-го у жюри и 4-го у телезрителей. Тут уже впору не Киркорову голосить о «предвзятостях, несправедливостях» и прочих «политических мотивированностях», а каким-нибудь норвежским KEiiNo, которые как раз и выиграли телезрительское голосование с 291 баллов (и на мой взгляд, у них действительно был лучший шлягер конкурса Spirit in the Sky), а от «жюри, в которых непоймикто» (по ФК), получили всего 48 баллов и плинтусное 14 место. Вот, интересно, разразится ли в Норвегии такая же истерика, в которой колотилась вся наша «возмущенная общественность»?
Но так как Киркоров, настырный европоводырь Лазарева, все-равно не успокоится, то прямо сейчас приведу список всех национальных жюри, которые «осмелились» вообще никак не отреагировать на нашего трепетного евротенорка с его псевдострадальческим «Криком» и будут преданы теперь поп-королем вечной анафеме: Португалия, Польша, Норвегия, Австрия, Италия, Венгрия, Германия, Бельгия, Грузия, Чехия, Франция, Словения, Израиль и, не падайте со стула, Беларусь!
***
Бедная, бедная Беларусь… Но там действительно страшная драма – их нацжюри, то ли белены объевшись, то ли недозревшей бульбы, устроило перфоманс, от которого дара речи лишилось все евроруководство конкурса: ребята после первого полуфинала на голубом глазу выдали журналистам подробный отчет о своем голосовании, что строжайше запрещено правилами. Голосование национальных жюри в полуфиналах обнародуется только после оглашения финального результата конкурса, поэтому собственно в полуфиналах десятка «счастливчиков» всегда объявляется списком и в произвольном порядке. И тут, понимаешь, такой прокол Штирлица!..
Похожим образом в России опростоволосилась в том же памятном «перволазаревском» 2016 г. Анастасия Стоцкая, которую со скандалом выгнали из нацжюри, поскольку рыжая бестия форменной блондинкой додумалась вести из «секретной комнаты» трансляцию в Фейсбуке. К счастью, никаких цифирек она выдать не успела, посему пострадала только единолично. А тут коллективный саботаж, понимаешь!
В результате, все белорусское жюри было дисквалифицировано, а голосование аннулировано. Но так как европроцесс в Тель-Авиве вовсю уже пел и плясал, и несчастная певица Zena с песней Виктора Дробыша Like It была, что называется, ни сном, ни духом, то девушку пощадили, не стали делать из нее козу отпущения. Беларусь все-таки появилась в трансляции с «вердиктом жюри». Однако, этот вердикт, поскольку их собственный был аннулирован, им прислали откуда-то из недр «Евровидения», и они должны были просто его огласить.
Руководство конкурса пока не объяснило, кто и как составлял эту «писульку», но скорее всего – какое-то наспех собранное где-нибудь в Женеве «резервное» жюри из «непоймикого», как выразился бы Солнцеликий. И в этом вердикте, стало быть, не пахло ни русским духом, ни Русью, а 12 баллов от Беларуси ушли стране-хозяйке конкурса Израилю. Соломоново такое, в общем, решение.
«Ну, конечно!», — выпучит теперь глаза Филипп Бедросович. А ему из Женевы: «А кто за язык-то тянул ваших белорусов?». И поди разберись, кто прав, кто виноват, кому на зеркало пенять? Хотя, если даже приплюсовать 12 баллов от Беларуси России, в которых, конечно, никто не сомневался, то они всё равно бы вышли что мертвому – припарки: итальянец Махмуд с мегахитом Soldi обогнал Лазарева на 96 баллов.
Только одно жюри сердобольно отдало Сергею высший балл – из Азербайджана. А Россия, соответственно, Азербайджану. Обменялись любезностями, как Греция с Кипром, но, правда, не очень это заметили, поскольку весь гнев собравшейся в зале публики вылился как раз на средиземноморских братьев. Их вечное «соседское голосование», если вызывало прежде снисходительную иронию, то в этот раз буквально взбесило публику – она недвусмысленно выказывала раздражение, возмущение, громко топала, букала и свистела.
Зато самый креативный сувенир «по мотивам» «Евровидения», который удалось раскопать в Тель-Авиве, – открыточный принт в сувенирной лавке, на котором художник-затейник изобразил Лазарева. Но, если присмотреться – вроде, и не Лазарев вовсе, а… Путин. Одно лицо – надо же! Додумались же, шутники Земли Обетованной… 12 баллов однозначно! Только ради этого стоило Киркорову гнать Сержа розгами на этот Евросонг… Как говорили еще в Вене про Гагарину: «Эта путинская блондинка»… В общем, их, этих «евроделегатов» много, а Он-то – один, как был, так и есть…
***
Гадания на кофейной гуще букмекерских ставок – одна из излюбленных забав на конкурсе. Так как в этот раз голландец Данкан Лоуренс с балладой Arcade, как водрузился на вершину списков еще в марте, так и не слезал с нее, то люди начинали волноваться. Всем же хотелось интриг! Баллада-балладой, — судачили наблюдатели, — да, красивая, пожалуй даже лучшая из тех, что представлены на конкурсе, но какой-то он, этот Данкан, невыразительно-малохольный. Ощущение «непоняток» усилилось после первой репетиции, на которой музыкант действительно показал себя не лучшим образом. Все только и говорили друг другу: «Закос под Собрала (победителя от Португалии 2017 г.), но не сработает», — имея в виду аскетизм номера, чем португалец покорил киевское «Евровидение», сдобрив, конечно, свой нарочитый минимализм невероятной внутренней энергетикой.
К тому же «Евровидение» в этом году, в отличие от прошлого лиссабонского, где этот самый «минимализм» решили сделать концептом всего конкурса и даже убрали со сцены излишние спецэффекты (мол, пусть конкурсанты покажут, на что способны без этих штучек-дрючек), вернулось в Тель-Авиве к своим традиционным формам и предложило богатейшее меню всевозможных сценографическиих украшательств, медиастен, спецэффектов, огромных экранов и т.д.
Поэтому завороженно ждали и предсказывали некую «темную лошадку», которая должна обязательно выскочить на последнем вираже, вроде киприотки Элени Фурейры в прошлом году. Парадоксальным образом правы оказались и букмекеры и скептики: победителем все равно стал голландец, но и «темная лошадка» резво выскочила в финале – в образе македонской певицы Тамары Тодевски.
Достаточно банальному, хотя и мощно исполненному душераздирающему плачу Proud, мало кто предсказывал прорыв. И зрители тоже оказались глухи к похвальному вокально-артистическому надрыву певицы, дали ей всего 58 баллов. Зато впечатлились жюри, и как начали накидывать Тамаре по 12 баллов, так все, включая саму Тамару, дико припухли, потому что в какой-то момент показалось, что «Евровидение» на следующий год отправится в малознакомую еще европублике балканскую глубинку в глухих горах. Но, вроде, отлегло – едем в страну тюльпанов и прочих занимательных растений… Хотя, результат Тамары на фоне прогнозов букмекеров оказался весьма достойным – 2-е место у жюри и 8-е по общему зачету.
***
А вот для Мадонны – большая удача, что она не участвовала в конкурсе. Статус приглашенной звезды спас ее от страшнейшего провала, если бы ей начали выставлять оценки. Как была она «самой неумеющей петь певицей» (почетный титул, много лет присуждавшийся американской Гильдией музыкальной прессы), так и осталась верна себе. Слушать Like a Prayer было мучительно не то, что для тонкого слуха, а даже для ушей, на которые наступил слон.
Конечно, язвить по поводу возраста женщины неприлично, но в голосе еще и появились какие-то старческая дребезжащая тональность совершенно неблагозвучной формы. Да и в целом суперстар выглядела вяло, хотя, возможно, просто сказался джет-лег – разница во времени, к которой она не успела адаптироваться. Она так же вяло, как и на сцене, пробурчала в гринруме дежурные слова, обращаясь к участникам, про то, что «все вы – победители, вы собрались со всего мира, проделали для этого огромную работу, преодолели много преград, и все вы здесь, потому что музыка нас объединяет». На этой патетической речи не хватало только легким фоном группы «Мираж» со шлягерочком «Музыка нас связала».
Ожидавшихся провокаций, которые, как опасалось руководство конкурса, могли накликать «проблемы с Ватиканом», тоже как-то не случилось, хотя Madame X заносчиво заявляла, что никакой папа ей не указ и делать будет она то и так, как захочет. Стало быть, либо не захотела, либо уломали при подписании контракта. Все-таки лимон был на кону…
На втором номере, который и стал широко объявленной и с нетерпением ожидавшейся «мировой премьерой» сингла Future, дела, вроде, пошли на поправку. Что-то как-то зазвучало – то ли включилась спасительная фонограмма, то ли за сценой на подмогу пришли бэк-вокалистки. Но зачем Мадонна притащила с собой этого страшненького несуразненького гнусавого рэпера Quavo с ужасными блестящими брекетами, осталось загадкой. Все «Евровидение» вздыхало по колумбийскому «брутику» Малуме, мечтало сожрать его глазами, и такой облом. Сдалась ей эта премьера! Тут и под раскрученный Medellin с удовольствием бы зажгли…
Содержательная часть тоже оказалась крайне мрачной – все свелось к духовному порабощению и грядущему в будущем, в этом самом Future, ядерному Армагеддону. В общем, веселенький финал. Одна надежда – на Амстердам. Может, туда, кстати, и Папу позвать? А кого еще – после Мадонны-то?..
Хотя всех бы «убрала», несомненно, легендарная АВВА, если бы воссоединилась. Но, увы, 25-летие триумфа песни Waterloo на «Евровидении» в 1974 году особенно не отмечалось, за исключением пары слов в трансляции. А жаль…
***
Подлинный герой вечера 24-летний Данкан Лоуренс, тем временем, продолжал покорять сердца европублики внешним обаянием и внутренним содержанием. «Вы, наверное, чувствовали большое давление все это время из-за прогнозов букмекеров, которые неизменно отдавали вам первое место?» — спросили триумфатора на ночной пресс-конференции после оглашения результатов. Данкан запростестовал:
— Это не было давлением! Наоборот, это был большой комплимент для меня. Вряд ли было бы правильным называть «давлением» веру в тебя людей, это – честь. Тем более, когда в тебя верит так много людей. Я очень горд, что сумел это доверие и эту честь оправдать… В последние годы Голландию на «Евровидении» представляло много хорошо известных артистов. А я – неизвестный артист, но это тоже неплохо. В Нидерландах много молодых и талантливых музыкантов, и мое участие (в «Евровидении») доказывает, что нет ничего невозможного. Внезапно тебе может выпасть возможность представить свою страну на международной сцене и я очень горд ее представлять. Я отдал всего себя…
Горда, видимо, и сама Голландия за своего самоотверженного сына, поскольку она 44 года тосковала по «Евровидению», когда последний раз в 1975 г. победила группа Teach In. Так что, стоит, возможно, поумерить весь наш «Крик», Scream и все-такое, поскольку у России после прошлой победы прошло-то всего 11 лет. И Билан еще в форме, и Лазарев бьет копытом. Нет – это не образная фигура речи. В гринруме, еще до объявления результатов, ведущий спросил: «Сергей, а если вы опять не выиграете, то приедете на «Евровидение» в третий раз?». Лазарев пустился было в какое-то долгое размусоливание, но эфир-то прямой, динамичный. Ведущий его и осадил: «Просто скажите – да или нет?». «Да, приеду!» — выпалил Сергей. Так что? Ждем-с? Филипп Бедросович?

OnAir.ru

«Евровидение 2019»: хроника пикирующего Лазарева